Видный сенатор Катон написал книгу о ведении хозяйства в поместье. Из этой книги видно, что на вилле производилось почти все необходимое для хозяйства; только некоторые орудия труда хозяин покупал на рынке. Поля подвергались тщательной обработке, землю вспахивали до трех раз, урожайность пшеницы составляла 15 ц/га. Товарной продукцией поместья были вино и оливковое масло. Катон пишет, от поместья не стоит ждать богатства, для обогащения «лучше заняться торговлей, но она опасна, или ростовщичеством, но оно не почтенно».

Во II-I веках Рим завладел крупными провинциями вне Италии, а, между тем, римское государство не имело чиновничьего аппарата для проведения кадастров и сбора налогов. Налоги в этих провинциях сдавались на откупа компаниям римских откупщиков-публиканов, которые вносили в казну положенную сумму авансом, а потом бесконтрольно обирали население провинций – и бывало, что полностью разоряли города и округа.

Откупщики брали в аренду у казны рудники, соляные варницы, сбор пошлин в таможнях. Откупные компании занимались банковскими операциями, любой человек мог дать деньги откупщикам и получать с них проценты. Капиталы откупных компаний делились на паи – нечто вроде акций, эти паи продавались и покупались. На римском форуме действовала биржа, там за столами сидели банкиры, продавали и покупали паи, обменивали монеты разных стран, давали ссуды.

Государство стало мало-помалу передавать все свои косвенные доходы и все сложные расчеты и сделки в руки посредников, которые уплачивали казне или получали от нее условленную сумму и затем уже хозяйничали на свой собственный риск. За такие предприятия могли браться понятно только крупные капиталисты и преимущественно крупные землевладельцы, потому что государство было очень требовательно насчет материального обеспечения; таким образом, возник тот класс откупщиков и ростовщиков, который имеет такое большое сходство с теперешними биржевыми маклерами и по своему поразительно быстрому обогащению, и по своей власти над государством, которому он, по-видимому, оказывал услуги, и, наконец, по нелепой и бесплодной основе своего денежного могущества. Крупные землевладельцы в Риме также были ростовщиками. Борьба между плебеями и патрициями была не только борьбой между аристократией и демократией за политические права, не только борьбой между крупными землевладельцами и крестьянством за общинные поля, но и борьбой между ростовщиками и должниками. Образовался особый класс ростовщиков, получивших особую сословную организацию, или класс «всадников».

В эту эпоху в Риме возвысилось сословие «всадников»- римской денежной аристократии. Для того чтобы быть всадником в начале II века до нашей эры, требовалась собственность в размере 400 тысяч сестерциев. Обычным занятием всадников была крупная торговля и откуп налогов с провинций. В их руках за счет торговых и финансовых операций сосредотачивались огромные капиталы, добываемые, как правило, путем ограбления населения провинций при откупах. Функции сбора налогов передавались римским «всадникам», которые выплачивали государству требуемую сумму налогов и старались вознаградить себя по мере возможностей. Провинции были им предоставлены в жертву, и они высасывали с них все соки. Например, республиканец Юлий Брут совершил « великолепные операции», дав в долг деньги, царю Капподокийскому и городу Саламину. Последнему он ссудил под 48%. Это был не особенно высокий процент. Встречались городские займы, заключенные под 75%. Крупный банкирский дом Рабирия при Цезаре ссудил изгнанному царю Птолемею Египетскому весь свой капитал и капитал своих друзей из расчета 100%. Когда Птолемей опять вступил на престол, он не уплатил ни гроша и приказал бросить в тюрьму своего назойливого кредитора, смотревшего на все Египетское Царство, как на свою на свою собственность. Однако, Рабирию удалось бежать в Рим, и Цезарь дал ему возможность приобрести новое состояние на поставках для африканской войны. Глава римских всадников Аттик давал деньги взаймы частным лицам и подвластным Риму городам из 36-48% годовых.

Денежные средства Цезаря никоим образом не могли иссякнуть, ибо он обладал в высшей степени тем качеством, которое во все времена отличало наиболее «избранных» молодых людей аристократического происхождения: умением делать долги и еще большим умением, даже искусством, жить кругом в долгах, не теряя из-за этого ни на минуту прекрасного настроения.

Цезарь с увлечением собирал произведения искусства, а за красивых и ученых рабов платил такие неслыханные цены, что даже сам запрещал вносить их в хозяйственную отчетность. Близ озера Неми он построил за огромные деньги виллу, но она ему не понравилась, и он приказал срыть ее до основания. Плутарх сообщает, что Цезарь еще до того, как получил первую должность, очевидно квестуру, имел долгов на 1300 талантов (или 8 миллионов денариев). Однако это ничуть не повлияло на широкий образ его жизни и на щедрость его трат в ближайшем будущем». (Светоний. Жизнеописание 12 цезарей.)

В Римской Империи на протяжении всей ее истории непомерные долговые обременения угнетаемых социальных слоев и целых народов, становились затравочным катализатором крупнейших исторических процессов. В 323 г. н.э. в империи вспыхнуло восстание галлов, вызванное непомерными налогами откупщиков, а вторжение в Британию и 50 летнее истребление бритов римскими легионами также было вызвано непомерными долговыми обременениями бритов со стороны всадников, среди которых по отношению к бритам ведущую роль играл, как это ни удивительно, знаменитый философ Сенека, который также был всадником. Сенека навязал британцам заем в 40 млн. сестерций за высокие проценты, внезапное и насильственное взыскание которого послужило поводом к восстанию провинции в 60-м году н.э.

Высокий уровень процента и долговой гнет играли важную роль в обострении борьбы мелких производителей против крупных землевладельцев и ростовщиков. Под давлением должников-плебеев римскому рабовладельческому государству не раз приходилось издавать законы, устанавливавшие предельную норму процента.

С развитием общества правовые нормы дифференцировались и обобщались. Долговые отношения между заимодавцем и занимателем назывались - прекарий (prekarium- лат данное в долг). Итогом гражданских процессов было долговое рабство, даже умерщвление должника, если он в течение 60 дней не мог погасить долг. Позднее это наказание было смягчено, и должник должен был отработать долг личным трудом (долговое рабство). Закон Петилия-Папирия от 326 года до н.э. запрещал обращать в рабство за долги. Такое наказание в период расцвета Республики было заменено конфискацией имущества. Причем должник, лишаясь всего своего состояния, лишался и чести. Смягчения наказания можно было достигнуть путем добровольного отказа от имущества. Во времена принципата судопроизводство изменилось. Как и прежде, происходило принудительное приведение приговора в исполнение. Существовал закон pecunae repetundae- , деньги, которые должны быть востребованы обратно. Для этих целей в Риме до 140 года до н.э. существовала постоянная судебная палата. Однако теперь конфисковывалась только та часть имущества, которая была необходима для требования заимодавца. В позднереспубликанскую и императорскую эпоху максимальный размер процента был установлен -1 % в месяц. Эдикт о твердых ценах Диоклетиана 301 г.н.э. был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Однако эти законы обычно нарушались и обходились ростовщиками. Возмущенные ростовщической эксплуатацией, должники неоднократно устраивали восстания, требуя полной отмены долгов и процентных платежей.

Судьба Римской Империи Запада была решена с захватом Рима в 410 г. н.э. готами и нашествием Вандалов в 455 г.н.э. Рим был разделен между Франками в Галлии (Франции), Вестготами в Испании, Саксонцами в Англии и Остготами, захватившими Ломбардию в Италии. Однако варвары восхищались Римской культурой, и многое заимствовали из Римской цивилизации. Была сохранена денежно-кредитная система Римской Империи. Византийская Империя страдала от долговых кризисов, хотя ростовщики и менялы были весьма непопулярны. В 567 н.э. Императрица София вызвала ростовщиков и отменила все долговые соглашения и залоги, простив все долги, сделав широкий жест недовольным народным массам.

Вернуться назад